Популярные сообщения

вторник, 10 июля 2012 г.















Белорусской железной дороге 150 лет
Наш паровоз, вперед лети!
Клубы пара, мощный гудок, дым из трубы – многие из нас видели паровоз только в кино и по телевизору. А если вживую? Да, впечатление незабываемое. Такая мощь и сила!
Где можно увидеть паровоз вживую? В локомотивном депо Кричев Могилевского отделения Белорусской железной дороги дают стареньким паровозам вторую жизнь. Здесь, на базе запаса, хранится 23 паровоза. Есть уникальные образцы. Начальник базы запаса паровозов локомотивного депо Кричев Владимир Александрович Богамаз рассказал, что знаменитый паровоз серии ЭМ произведен в нашей стране в, не поверите, 1931 году. К слову, поставлен он в запас в 1978 году. Действительно, «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути…». Еще один паровоз такой же серии встал на рельсы в 33-м. А вот паровоз ТЭ выпущен в 1943-м, снова не поверите, в Германии.  Много паровозов легендарной серии ЭР (год выпуска – 1948-1955), а также серии Л (1953-1955). Как известно, производство паровозов прекратилось в 55-м. Конечно, не планируется использовать паровозы как «тяговую единицу». Хотя в прошлом по линии Министерства обороны они числились в запасе на военное время, как говорится, на всякий пожарный. Теперь такой необходимости нет. Теперь паровоз – настоящий раритет, который решено сохранить.
К слову, на базе запаса локомотивного депо Кричев хранятся паровозы, которые можно еще ввести в работу. Конечно, не рейсовые поезда водить, но использовать в туристических целях. В 2012 году Белорусская железная дорога отмечает 150-летие. А все началось со строительства в 1851 году в рамках Санкт-Петербургско-Варшавской магистрали первого на белорусской земле железнодорожного участка Гродно–Поречье.  Движение по этому участку было открыто 27 декабря 1862 года. Именно здесь Белорусская железная дорога разрабатывает проект историко-туристического комплекса. Изюминкой музея под открытым небом станет ретро-поезд. Для этого проекта специалисты локомотивного депо Кричев подготовили два паровоза.
Локомотивные депо Беларуси, по мере замены паровозов на тепловозы, перешли на ремонт более современной техники. А вот локомотивное депо Кричев было последним в республике, где проводился, говоря языком специалистов, «подъемочный ремонт», «полное освидетельствование» в объеме заводского ремонта. Видимо необходимо объяснить неискушенному читателю, что такое «подъемочный ремонт». Говоря языком непрофессионала, во время такого вида ремонта паровоз поднимался на домкраты, меняются «колесные пары», «рессорное подвешивание», приводится в порядок котел и т.д. Словом, это крупный вид ремонта с разборкой паровоза. «Подъемочный ремонт» в локомотивном депо Кричев проводится в 1979-1982 годах. Но пришло время, когда отпала необходимость производить такого вида ремонты и в Кричесвском депо. В те времена паровозы резали и в массовом порядке сдавали на металлолом. Когда-то к Кричевскому депо было 40 паровозов, которые находились в рабочем состоянии, плюс еще были паровозы на базе запаса. Машинисты тогда работали на так называемых «Овечках» (серия ОВ), на «Щуках» (серия Щ), а потом появились паровозы серии ЭР, Л и последний из пассажирских паровозов серии П36 или «Победа».  Но шло время и паровозов оставалось все меньше и меньше. И сегодня на Белорусской железной дороге осталось примерно три десятка паровозов, если не считать музейного фонда в Барановичах и Бресте. На металлолом сдали и необходимое для ремонта паровозов оборудование.
Лет пять назад локомотивное депо Кричев отремонтировало первый паровоз, который способен был отправиться в рейс. Конечно, трудности были. Специалистов, которые имели необходимую для ремонта паровозов квалификацию, остались, как говорится, единицы. При локомотивном депо находится «база запаса» паровозов и здесь сохранились специалисты, которые в зимнее время продолжают производить такой вид ремонта, «как переконсервация» (раз в 4 года паровоз нужно пригнать, расконсервировать, проверить все, обкатать и обратно законсервировать для дальнейшего хранения).



Комментариев нет:

Отправить комментарий